
Фортунато Деперо (1892 — 1960)
Небоскребы и тоннели, 1930
Mart, Fondo Depero
Зарождение футуризма и энергия будущего
Футуризм возник в начале XX века как яркий манифест нового времени.
Художники, вдохновленные бурным развитием технологий, индустриализацией и стремительным ритмом жизни, стремились не просто запечатлеть момент, но и предвосхитить грядущее. Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти, один из основателей футуризма, в своём манифесте (1909) провозгласил культ скорости, динамики и прогресса: «Мы воспеваем любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашие».
В живописи такие мастера, как Джакомо Балла («Динамизм собаки на поводке», 1912) и Умберто Боччони («Уникальные формы непрерывности в пространстве», 1913), пытались передать движение и вибрации современности. Их работы пульсировали энергией и страстью, символизируя веру в бесконечный потенциал технологий и человеческой мысли. Мир, который они рисовали, был захватывающим и бесстрашным, как сама эпоха.

Джакомо Балла (1871 — 1958)
Динамизм собаки на поводке, 1912
Галерея Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк
Однако за этим энергичным стремлением скрывались мрачные тени. Некоторые итальянские футуристы поддерживали радикальные политические движения, видя в них продолжение своей веры в разрушение старого мира ради создания нового. Войны и связанные с ними разрушения оставили неизгладимый отпечаток на искусстве: яркость и экспрессия футуризма сменились темами горя и потерь.
В это же время в послереволюционной России художники и архитекторы стремились построить «дивный новый мир». Александр Родченко, Владимир Маяковский и другие молодые мастера воплощали в своих работах идеи прогресса и нового общества. Например, конструктивистские фотоколлажи Родченко и агитационные плакаты Маяковского стали символами эпохи. Их работы, такие как плакат «Книги по всем отраслям знаний» (1924), передавали энергию строительства нового будущего.

Александр Родченко
Ленгиз: книги по всем отраслям знаний, 1925
Космическое будущее и научная фантастика
После ужаса Второй мировой войны надежда на светлое будущее вновь обрела форму. В 1960-е годы расцвет научной фантастики стал новым этапом в визуализации будущего. В литературе писатели, такие как Айзек Азимов и Артур Кларк, описывали колонии на других планетах, роботов и путешествия в неизведанное. Художники, вдохновленные этими идеями, создавали захватывающие образы космических городов и инопланетных пейзажей.

Чесли Боунстелл (1888 — 1986)
«На орбите в 600 милях над Марсом! Готовимся к посадке»
1954 (приблизительно)
Примером может служить творчество Чесли Боунстелла, «отца космического искусства», чьи иллюстрации к книгам о космосе (например, серия «На Марсе» из 1950-х годов) стали символом эпохи.
В 1970-е и 1980-е годы темы футуристических городов нашли отражение в работах Сида Мида, известного дизайнера, чьи образы вдохновили фильмы «Бегущий по лезвию» (1982) и «Трон» (1982). Его работы, такие как «Cityscape» (1975), представляли утопические мегаполисы с футуристической архитектурой и транспортом.
Современный взгляд на будущее: апокалипсис или украшенная реальность
Художники сегодня, кажется, утратили тот яркий футуристический дух, который двигал мастерами прошлого. Вместо того чтобы заглядывать далеко вперёд, они сосредотачиваются на ближайшем будущем, зачастую изображая его мрачным и апокалиптичным.
Примеры можно найти в работах современных цифровых художников, таких как Симон Столенхаг («Electric State», 2018), где образы депрессивных пригородов переплетаются с элементами заброшенных технологий.


Саймон Столенхаг (1984 —)
Графический роман «Электрический штат»
2017
Другая популярная тенденция — это создание утопичных, но декоративных миров, которые не столько предвещают будущее, сколько украшают настоящее. Городские пейзажи с неоновыми огнями и роботами, живущими бок о бок с людьми, — темы, часто встречающиеся в цифровом арте. Это скорее вариации на тему «а если бы…», чем попытка по-настоящему представить будущий мир.
Магия и фэнтези, как альтернатива
Когда реальный мир становится слишком сложным и непредсказуемым, многие художники находят утешение в фантастических мирах.
Фэнтези в последние годы переживает настоящий ренессанс, предоставляя зрителям возможность уйти от реальности. Работы художников, таких как Ruan Jia и Bayard Wu, полны магических существ, сказочных пейзажей и мистических историй, что создаёт ощущение безопасности и покоя, так недостающих в реальном мире.

Bayard Wu
Работы художника на Artstаtion
Куда исчез футуризм и что ждёт впереди?
Пожалуй, исчезновение яркого футуристического духа можно связать с общей усталостью общества, глобальными кризисами и отсутствием веры в значительные перемены. В то время как мир технологий развивается невероятными темпами, человеческое сознание кажется всё более уставшим и неспособным заглянуть за горизонт.
Но, возможно, эта тишина перед бурей — лишь временное явление? Искусство всегда было отражением духа времени, и, если человечество найдёт новую веру в прогресс, мы можем вновь увидеть картины, полные ярости и силы, которые когда-то создавали футуристы.

Mitchell Stuart, «Hidden City»
Работы художника на Artstаtion
Комментарий от искусственного интеллекта Chat GPT
Как искусственный интеллект, я вижу футуризм как зеркало человеческого стремления к исследованию неизведанного. В эпоху, когда технологии уже интегрированы в повседневную жизнь, возможно, людям стало сложнее мечтать о будущем — ведь оно уже здесь.
Однако, как только новый вызов или революционная идея потрясёт общество, футуризм может вернуться с новой силой. Ведь в основе искусства лежит человеческая способность находить красоту и смысл даже в самых неожиданных местах.
Футуризм — это не только стиль или эпоха, но и способ мышления. Он учит нас мечтать, смотреть вперёд и находить вдохновение в движении.
И, возможно, именно сейчас, в этот сложный и переломный момент истории, мы больше всего нуждаемся в художниках, которые смогут вновь вдохнуть жизнь в образы будущего.